Автоматизация и роботизация на предприятии нефтегазовой промышленности

Компании EME и Metra Digital Logistics внедрили комплексную систему Цифровой склад в экипировочном центре предприятии крупнейшей российской нефтегазовой компании в г. Новый Уренгой. Склад полностью работает без участия человека, физическую работу выполняют роботы, а всеми процессами управляет центральная система EME.WMS. Подобный проект реализован впервые в России.

Экипировочный центр в Новом Уренгое обслуживает нефтяников. Здесь спецодежда подбирается, выдается, а также принимается на хранение. Из-за увеличения численности сотрудников склад начал испытывать сложности с производительностью. 

Во время пандемии Covid-19 проблема усугубилась. Соблюдение ограничительных мер и повышение заболеваемости складского персонала привели к тому, что время на обслуживание работников, и так возросшее из-за перегруженности склада, увеличилось в разы. Высококвалифицированным и высокооплачиваемым сотрудникам приходилось по нескольку часов проводить в центре, разбираясь со спецодеждой. Потери рабочего времени привели к увеличению издержек. 

Простой и очевидный путь решения проблемы — расширить сладкие площади, при этом увеличив штат обслуживающего персонала — предприятию не подходил. Такое решение грозило дополнительными расходами на строительство и содержание складских помещений и увеличением ФОТ складского персонала. Но главное — не гарантировало бесперебойную работу склада в случае возникновения новой волны Covid-19 или сезонных эпидемий. 

Компания выбрала инновационный путь — комплексную автоматизацию. Для внедрения решения сам склад пришлось основательно модернизировать. В том числе, специально для проекта было разработано стеллажное оборудование и контейнеры, перезалиты и размечены полы для беспрепятственно передвижения роботов. 

«Решение принципиально новое, аналогов в России нет. Его уникальность, во-первых, заключается в комплексности. Цифровой склад объединил 17 элементов, под управлением системы EME.WMS», — отметил Владимир Лыков, коммерческий директор компании ЕМЕ. «Во-вторых, в использовании новейших роботехнологий: машины выполняют задачи, которые раньше выполнять не умели. Беспилотными погрузчиками сегодня никого не удивишь, а вот роботизированные подъемники, которые умеют помещать вещи в конкретные ячейки, а потом забирать их оттуда, это технологии будущего», – добавил Владимир.

Автоматизированный высокотехнологичный комплекс Цифровой склад включает в себя 17 элементов и систем: 

  • систему для управления складом EME.WMS — центр проекта, который связывает управление складом с корпоративной системой заказчика и системой управления логистическими роботами RMS,
  • роботизированные подъемники «Жираф» и беспилотный транспорт от Ronavi Robotics — для доставки и размещения экипировки в местах хранения и обратно до окна выдачи, 
  • RFID-систему для подбора одежды по размеру и безошибочной комплектации заказа,
  • стеллажное оборудование и пластиковые короба, разработанные ГК «Гиком» специально для проекта, предназначены для хранения товарно-материальных ценностей (ТМЦ), 
  • системы видеонаблюдения, цифровой очереди и пр.

Теперь центр работает по принципу «единого окна». Время на обслуживание работника — с момента получения талона до подбора, доставки и выдачи экипировки — сократилось со 120 до 60 минут. Пропускная способность центра увеличилась в 2,5 раза — до 36050 человек в год. Таким образом, за счет одного только уменьшения времени ожидания в очереди высвобождается порядка 35 тыс. часов рабочего времени квалифицированного персонала в год. 

Процессы экипировки нефтяников полностью автоматизированы и управляются с помощью EME.WMS. «Система EME.WMS — это сложная большая платформа, но для этого проекта мы серьезно доработали продукт, чтобы учесть все нюансы работы склада», — рассказал Владимир Лыков. «В итоге EME.WMS стала не просто системой управления складским хозяйством, а системой, которая управляет другими системами и элементами». 

Ручной труд исключен, а влияние человеческого фактора снижено до минимума. Для обслуживания склада площадью более 2 тыс. кв.м. требуется всего 6 человек, основную работу выполняют роботы и беспилотники. Интерфейс автоматизированного рабочего места оператора адаптирован под специфику проекта, что повышает производительность труда сотрудников. Автоматизированы не только процессы приемки и выдачи спецодежды, но и сдачи в ремонт, химчистку и прачечную. Доставкой спецодежды в нужные отсеки, например, в химчистку, занимаются роботы. 

С помощью решения Цифровой склад удалось обеспечить бесперебойную круглосуточную работу склада, исключить влияние внешних факторов (в том числе возможных коронавирусных ограничений), оптимизировать существующее складское пространство, избежать строительства дополнительных площадей, автоматизировать учет ТМЦ, сократить штат обслуживающего персонала. 

 

НАЗАД